Зимнее утроТехника, в которой работает Михаил Бондаренко, заслуживает особого разговора. Пастель – это живопись сухими карандашами, то есть, графика и живопись одновременно. Художник, работающий в пастели, должен виртуозно, быстро и с импровизацией рисовать и обладать чувством цвета.

Здесь нельзя смешивать краски, делая их более светлыми или темными. Каждому тону соответствует свой мелок. В XVII веке было известно 40 тонов пастели, к XX веку их стало 1650. Пастель — материал зрелых мастеров. Эдгар Дега (1834-1917) начал рисовать пастелью в сорок лет, Джеймс Уистлер (1834-1903) – в пятьдесят.

Жан Батист Шарден (1699-1779) увлекся этой техникой, разменяв седьмой десяток. Один из его шедевров – «Автопортрет в очках» (1771) сделан именно пастелью.

Мягкие цветные мелки для рисования придумал придворный французский художник Жан Перреаль в конце XV века. В 1499-м, находясь в Милане, Перреаль поделился секретом с Леонардо да Винчи, а тот впервые использовал пастель в эскизном портрете Изабеллы Д’Эсте.

Художники быстро оценили преимущества нового материала, его матовую фактуру и яркий цвет, который, в отличие от масляной живописи, не тускнел с годами.

Пастелью рисовали преимущественно портреты. Знать не любила долго позировать художникам, и лишь с помощью мелков, несколькими штрихами живописцы могли быстро зафиксировать на листе особенности мимики, светотеневые эффекты, фактуру ткани и проч.

Розальба Каррьера. Автопортрет

Розальба Каррьера. Автопортрет
пастель

В XVIII веке ни одна живописная техника не могла сравняться в популярности с пастелью. Пастель попала в унисон с фривольным, изменчивым, легкомысленным характером эпохи рококо. Этот стиль любил выглядеть свежим и игривым. Даже масляная живопись притворялась пастелью. Художники творили чудеса. Они научились передавать мелками блеск парчи, прозрачность стекла, сверкание бриллиантов, холод стали, теплоту бархата, нежность кожи и влажность глаз. Самым модным портретистом Рима и Парижа была художница Розальба Каррьера (1675-1757). Она рисовала только пастелью, причем знала секрет, как зафиксировать нестойкий цветной порошок на бумаге. Даже по прошествии веков ее работы не утратили яркость.

Увлечение пастелью охватило весь Париж. Число художников, отдавших предпочтение этой технике, к 1780 году достигло 2,5 тыс.. Во французскую Академию художеств начали принимать с формулировкой «живописец пастелью». Чрезвычайно популярный Морис Кантен де ла Тур (1784-1788) писал в этой технике огромные парадные портреты (например, портрет Людовика XV), для которых склеивал бумагу из нескольких кусков. Куски вырезались по контуру, крепились на холст, а стыки маскировались размашистыми штрихами.

Пережив в XVIII веке звездный час, в следующие столетия пастель не утратила влияние, но выбрала специализацию. Вне зависимости от того, что именно художник рисует пастелью – пейзаж, портрет, натюрморт или визионерский этюд, — эта техника подходит для интимного, камерного искусства, не для тронных залов, но для частных интерьеров. Живописец берет пастель, когда создает что-то для себя, по зову души. Поэтому пастели больших мастеров – это пронзительное по искренности искусство. Пастели полны игры и импровизации. Имперские державные стили – классицизим, ампир, академизм – не сильно жаловали эту технику. А романтики открывали в материале все новые и новые возможности.

На рубеже XIX-XX веков пастель снова оказалась в моде. Импрессионисты любили ее за яркость и возможность передать полновесность солнечного света. Родоначальник символизма Одилон Редон (1840-1916) воплощал в пастели свои мистические видения. В музее Орсэ в Париже рисунки мелками Редона демонстрируются в отдельном зале. В мае 2004-го на аукционе Christie’s в Нью-Йорке его пастель «Ваза» (90х73 см) ушла за $ 3,8 млн.

image699

Эдгар Дега «Три танцовщицы»
пастель

Непревзойденным мастером пастели был Эдгар Дега. «Бель эпок» — как мы ее сейчас себе представляем— обеднеет многократно без его пастелевых певиц, жокеев, голубых балерин. Дега обладал острым глазом и непогрешимым рисунком, что позволило ему добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда еще рисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету. В феврале 2007-го на аукционе Sotheby’s в Лондоне пастель Дега «Три танцовщицы в фиолетовых юбках» была продана за $7, 87 млн.

Левитан_В_лесу_осенью

Левитан «В лесу осенью»
пастель

В России в пастели работали Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин. Серов в этой технике писал деревенские этюды, использовал он пастель в знаменитом портрете Анны Павловой (1908), ставшим плакатом «Русских сезонов» в Париже. Очень любила материал Зинаида Серебрякова. Она обладала талантом видеть ценность в обыденном: в семейном завтраке или утреннем туалете. Яркие тона пастели донесли до нас непосредственность и свежесть ее взгляда.

Примечание: Пастель (французское pastel, итальянское рastello, уменьшительное от pasta – тесто) – живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы. Карандаши сделаны на основе разноцветных пигментов, стертых в тонкий порошок, с добавлением гуммиарабика, молока, иногда –мела, гипса, талька. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой, чаще цветной бумаге, картоне, грунтованном холсте, пергаменте, замше.

Примечание: «Нет ничего удобнее, чем этот вид живописи, — писал о пастели Роже де Пиль в трактате «Первые основы живописи» (1684). – Здесь нет зависимости от масла (то есть масляных красок, которые быстро сохнут и темнеют), работу можно оставлять и снова начинать по желанию и сообразно со наличием времени