Родился в городе Ельце в 1946 году. В 1964 году окончил Свердловское Суворовское училище, а в 1969 — Пермское ВКИУ. В Суворовском училище увлекся живописью, и это увлечение сохранил на всю жизнь. С 1972 года принимал участие в городских, областных, групповых выставках города Перми.

Последние 14 лет работаю в технике пастели. Мне близка русская реалистическая живопись и в этой области я наиболее полно выражаю свои мысли и чувства. В настоящее время живу и работаю в Перми.

 


РОМАНТИЧЕСКИЕ ПАСТЕЛИ М. БОНДАРЕНКО

Михаил Антонович Бондаренко – известный пермский художник, участвующий на всех художественных выставках последнего десятилетия. Среди многочисленных техник станковой графики он предпочитает пастель – одну из самых сложных и трудоемких. В своих виртуозных пастелях Бондаренко создает индивидуальные лирические пейзажи, предельно выразительные, порой драматичные по звучанию. Пастель в его руках становится средством, воплощающим все оттенки переживаний и чувств, возникающих у созерцателя уральской природы.

Художника привлекают русские реалистические пейзажи «передвижнической» традиции. Он строит перспективу классически – многими последовательными планами, акцентирует главные объекты пространства: излучину реки, одинокое дерево, дорогу, уходящую вдаль. Таковы работы «Дорога к дому», «Заросший пруд», «Зима на Чусовой».

М.А. Бондаренко много путешествует по Прикамью, наблюдает изменчивые, порой неуловимые, но всегда поэтичные состояния прикамской природы. Иногда в его пейзажи включаются приметы обитания человека – стог сена, избушка, церковка на холме. Но чаще всего он пишет так называемый «чистый» пейзаж, упиваясь его красотой и поэзией, уникальным светом и цветом. Из «местных» мотивов особо привлекательны «Весна на Урале», «Дорога», «Облака», «Осень в Чермозе», «Очарование осени».

В последние годы М. Бондаренко идет к панорамным решениям, к крупным форматам и формам, явно активизирует цвет, насыщая его тонкими модуляциями зеленого, желтого, голубого. В пейзажах, изображающих закат или рассвет – любимое время дня – художник смело применяет активные оттенки розового, фиолетового, сиреневого цветов, которые многие художники считают наиболее «трудными». Необыкновенно энергично написаны «Река Березовая», «Торосы», «Излучина реки», «Заборье», «Весна».

Манера рисунка в пастелях Бондаренко мягкая, нежная, поистине виртуозная. Гибкая экспрессивная линия, легкая штриховка и растушевка создают ту эмоциональную среду, в которую зритель входит легко и свободно. Особенно красивы у Бондаренко тонкие переходы цветов в живописи неба, воды, облаков – по известной классификации, его можно назвать «художником неба».

Нежнейшие цветовые гаммы, возможные только в пастели, завораживают в работах «Зима», «Золото осени», «Близость весны», «У театра». Очень красивы листы с изображением Пермской художественной галереи, написанной хрупким морозным утром или ярким солнечным днем…

М.А. Бондаренко – перспективный, много обещающий график. Лирические образы пейзажиста отличаются эмоциональной полнотой, романтическим настроением. Его пастели пользуются большим успехом у зрителей, в особенности, у ценителей пейзажной пастели.

Хороши и натюрморты с цветами. Мы наслаждаемся нежной, перламутровой гаммой розового букета, безыскусной красотой ромашек и васильков, прозрачным сиянием красного мака… Будь то роскошные садовые или простенькие полевые цветы, они всегда показаны нежно, светло, поэтично.

Власова Ольга Михайловна, доктор искусствоведения,

член Союза художников России, заслуженный работник культуры

Российской Федерации